Библиотека Ростовской Региональной Федерации Традиционных Боевых Искусств

 Опыт учи-деши Итена Вайсгарда

(Перевод Олега Овчаренко)

1.ТРЕНИРОВКА В ИВАМА ДОДЖОИтен Вайсгард

2.ЖИЗНЬ УЧИ-ДЕШИ В ИВАМА

3.ВНУТРИ И ОКОЛО ДОДЖО. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ. ЯПОНСКИЙ СЛОВАРЬ

Итен Вайсгард- инструктор в клубе айкидо Копенгагена √Ивама-рю Скандинавия,и старый друг Франа Тенера сенсея.

 

ТРЕНИРОВКА В ИВАМА ДОДЖО

В Ивама Доджо , есть три категории практикующих айкидо: деши - регулярные посетители Ивама доджо, которые приходят и тренируются по желанию; учи-деши - буквально"внутренний ученик", человек, который живет в доджо в качестве ученика Сайто Сенсея; и сото-деши - буквально "внешний ученик", тот кто, какое-то время обучался в качестве учи- деши, а затем вернулся на свое место жительства, но все еще сохранил отношения с Сайто Сенсеем. От сото-деши ожидается, что они будут продолжать тренировки, насколько Ивама доджоэто возможно усердно, находясь вне доджо - это разновидность длительных отношений учи-деши.

Я был в Ивама семь раз, первый раз в 1984.Во время моего первого путешествия я встретил мою жену Мидорико. С тех пор я возвращаюсь в Японию почти каждый год, чтобы потренироваться и навестить семью. Мы с женой и дочерью Нанами и сыном Юджи жили в Танабе, городе неподалеку от Ивама, в течении года и трех месяцев в 1990-91 годах. Я тренировался в этот период времени в качестве сото-деши, участвуя в тренировках и проводя четыре прекрасных времени года в этом живописном уголке Японии, на северо-востоке от Токио. Маленький провинциальный городок Ивама расположен в префектуре Ибараки, к северо-востоку от Токио, неподалеку от моря, в горной местности изобилующей густыми лесами. Столицей префектуры Ибараки является Мито. Немного севернее от Мито Вы найдете город называемый Хитачи, известный одноименной корпорацией электроники и электрооборудования, расположенной там.

Ивама находится примерно в двух часах пути от Токио по железнодорожной ветке Джобан. Ивама Доджо расположено в десяти минутах ходьбы от станции, в тихом местечке в окружении преимущественно частных домов. Если идти от Ивама доджо в направлении дальних районов города, вы увидите гору, называемую Атаго-сан ("сан" это другое произношение слова "яма", обозначающего гору, а не вежливую приставку, которую Вы добавляете к японским именам, хотя глядя на красоту гор в Японии, вам следовало бы относится к ним с почтением!) На вершине горы находится Атаго Джинджа (синтоитский храм), куда бывало приходил О-Сенсей для специальных практик, при помощи учеников, которые шаг за шагом мягко подталкивали его вверх. На дальнем склоне горы, за участком со старыми фермерскими домиками крытыми соломой расположен особый джинджа у маленького ручья с водопадом и прудом неподалеку. О Сенсей бывало приходил сюда для выполнения мисоги (очищения) под водопадом - традиции, которая все еще поддерживается Сайто Сенсеем и учениками в Ивама Доджо. Специальные тренировки с оружием все еще выполняются здесь, как и в дни О-Сенсея.

Эта область поистине волшебна. Трудно найти в Японии места не тронутые модернизацией, но когда Вы находитесь здесь, среди возвышающихся гор с одной стороны, потоков воды ниспадающих в пруд, стертых каменных ступеней, ведущих к простенькому деревянному сооружению храма, небольшого скопления фермерских домов, ниже маленькая дорога, ведущая вверх к храму , кажется что время остановилось.

Моя первая поездка в Ивама Доджо с целью обучения в качестве учи-деши под руководством Сайто Сенсея состоялась в 1984 году. Мне было 26 лет, и к т ому времени я уже практиковал айкидо с 1976 года, под руководством Сенсея Такеджи Томита, одного из лучших учеников Сайто Сенсея, переехавшего в Стокгольм, Швеция. Я ездил вместе с моим добрым другом √ инструктором клуба айкидо Копенгагена. Мы провели два месяца в доджо, в то время там было всего четыре учи-деши, все из клуба Копенгагена. Это была особая возможность испытать ощущение тренировок и совместной жизни в непосредственной близости от Сайто Сенсея. Дом Сайто Сенсея расположен примерно в 50 метрах от доджо, и когда наша домашняя работа была завершена, он бывало, часто оставлял свои дела, чтобы приготовить для нас особенное блюдо и использовал эту возможность для того , чтобы обучать нас несметному числу всяких мелочей, начиная с правил поведения за столом и заканчивая использованием "тенуги" ( японский носовой платок) для самозащиты.

ЖИЗНЬ УЧИ-ДЕШИ В ИВАМА.

ВНУТРИ И ОКОЛО ДОДЖО. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ.

Убедитесь, что Вы знаете базовые тайджитсу и оружие. Не отправляйтесь в Ивама до этого!

ПОДАРКИ:

Привезите подарки для Сенсея. Жены Сенсея ( Оку- сан) и Хитохиро Сенсея. Убедитнсь что у Вас есть несколько маленьких подарков. Чтобы подарить их в случае если Вас пригласили к кому-нибудь домой или особым друзьям , с которыми Вы подружитесь во время Вашего пребывания. (Т-образные) рубашки для доджо являются хорошим подарком для друзей Айкидо, которых Вы повстречаете в Японии.

ОБРАЩЕНИЕ:

К Сайто Сенсею всегда следует обращаться " СЕНСЕЙ".Хитохиро, всегда следует называть ,как Вы наверное догадываетесь! " ХИТОХИРО СЕНСЕЙ" ( И Оку- сан "ОКУ-САН"). Также разговаривая с кем-либо еще об этих людях, будьте уверенны, что Вы называете их вышеупомянутыми именами. Считается грубым обрашаться к ним как: " Сайто" , "Хитохиро".

ЛИЧНЫЕ ИМЕНА:

Используйте приставку "сан" , обращаясь к людям, к примеру : Вам следует называть Накамура - " НАКАМУРА САН". Обычно японцы используют свои фамилии в повседневном общении и представляются примерно так: "НАКАМУРА ИЧО" где на первом месте фамилия, а на втором имя. В основном, Вы называете Японцев вторым именем + сан. В случае, когда Вы примерно одного возраста и у Вас близкие дружеские отношения с человеком, тогда первое имя + сан может быть использовано. Также используйте "сан" после имен, когда говорите о человеке с другим человеком. ( Если Вы хотите быть более точным, то людей принадлежащих к "вашей группе" как то членов Вашего собственного доджо и.т.п. не следует использовать "сан"; к тем же, кто относится к группе Вашего собеседника -"сан" используется! Сложно? Вот Вам и Япония.

ВНУТРИ / СНАРУЖИ

Разберитесь в уровнях в Японии: земля считается грязной, и туфли снимаются, когда Вы заходите на уровень выше, как в случае входа в дом, доджо и.т.п. (Когда есть сомнения, посмотрите, стоят ли у двери туфли других людей, или спросите!) Тоже самое касается вещей , которые Вы несете: сумки и другие предметы не следует ставить на землю, если Вы собираетесь заносить их внутрь помещения. Найдите возвышающееся над землей место, как например скамья и.т.п. чтобы поставить туда Ваши сумки, когда Вы не держите их в руках. В Ивама доджо, непосредственно перед залом расположен большой плоский камень, который можно использовать для того, чтобы ставить на него свой багаж. Есть также скамейки перед доджо.

ВХОДЯ В ДОДЖО:

В Ивама Доджо один основной вход с деревянными ступенями, ведущими на татами- место тренировок. Этот вход только для Сайто Сенсея и особо Важных Гостей. Вы к ним не относитесь! Есть маленький вход, предназначенный для посетителей подобных нам. Не забудьте снять Ваши туфли! Признаком хороших манер и соблюдения необходимых традиций является постановка ваших собственных и чужих туфель в порядке у "генкан" ( входа). Туфли следует ставить аккуратно парами в ряды, таким образом, чтобы носки были обращены в направлении от комнаты наружу. Эта традиция, пришедшая из древних времен, так как самураям нужно было покидать помещение насколько можно быстрее. Будет поступать так и в других домах, которые Вы можете посетить во время пребывания в Японии.

В ДОДЖО:

Выходя из маленькой комнаты ( называемой "року джо"), ведущей в доджо, и входя непосредственно в доджо не наступайте на деревянную ступеньку в дверях. Ступайте прямо на татами. Затем выполните правильный поклон. Следите за другими и повторяйте за ними. Не расхаживайте, практикуйте или падайте на специальные маты татами перед ками-сама ( область в передней части зала). Это место только для Сенсея. Пожалуйста, обратите внимание, что специальная щетка для подметания этой части дома должна быть использована после тренировки, когда Вы наводите порядок в доджо, Обычно эту работу выполняет семпай доджо. Существует "соджи" ( уборка) до и после каждой тренировки. Будь готов к уборке, как только семпай попросит об этом. Следите за тем, как выполняется уборка, и делайте то, что Вам говорят.

ТРЕНИРОВКИ В ЦЕЛОМ

В процессе практики Вы столкнетесь со множеством различных интерпретаций того, чему Вас обучают. Каждый с кем Вы будете практиковать, будет иметь свой собственный способ. Держите ум открытым и следуйте пути, которому Вас учат в настоящий момент , не говоря: ╚ я знаю лучше╩. В японских додзе, обучение порой кажется иррациональным, особенно западным людям, привыкшим к систематической педагогике и "позитивному поощрению". Техники, время от времени меняются, и каждый хочет, чтобы Вы выполняли именно "его" вариант техники , очевидно, что кто-то показывал Вам другой способ. Сосредоточьтесь не изучении пути, позднее Вы всегда можете решить является ли это, тем что Вы можете использовать или нет.

ОБУВЬ ДЛЯ ТРЕНИРОВОК ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Нам нужна обувь для тренировок с оружием вне помещения. Сандалии не разрешаются, поскольку Ваши ноги испачкаются, и это будет равносильно тому, что Вы занимаетесь босиком, особенно если Вы собираетесь возвращаться в додзе. Имейте при себе обувь с резиновой подошвой или кроссовки, Вам они также понадобятся, чтобы носить их за пределами додзе.

ОДЕЖДА

Вам понадобится легкая одежда на каждый день, такая как спортивный костюм для работы внутри, также как и для ношения вне помещения и в Ивама.. Выполняя работу вне додзе, Сенсей предпочитает, когда ученики носят длинные брюки, даже летом. Много работы заключается в принесении веток, в том числе и таких, которые могут оставить много царапин на Ваших ногах, если Вы носите шорты. Также нужен комплект одежды на выход для вечеринок: рубашки с воротником ( рубашка для поло/ с короткими рукавами для лета и с длинными рукавами для холодного времени года) и пара брюк ( не джинсов) будет вполне достаточно для большинства случаев. Также нужна пара презентабельных туфель. Не сандалий!

ПОВЕДЕНИЕ

Ваше поведение отразится на людях, рекомендовавших Вас Сайто Сенсею. Вам следует очень заботиться о своем поведении все время. Существуют правила в додзе, которые Вам объяснят. Вы должны смириться с ними, даже если Вы с ними не согласны.

РАБОТА В ДОДЗЕ

В качестве учи деши, ожидается, что Вы будете выполнять работу по дому каждый день. Эти задания будутр предписаны для Вас семпаями додзе ( человек в додзе, находящийся там дольше других ). Вам следует выполнять любую предложенную Вам работу с позитивным настроением, даже если она заключается в уборке туалетов! Дежурство по кухне называется Тобан. Когда Вы отправляетесь в Ивама додзе, Вас попросят принять участие в работе по кухне с другими учи деши. Лидеры клубов, старшие инструктора и учен6ики одинаково участвуют в работе в порядке очереди. Обычно кто-то еще составляет Вам компанию. Тобан расчитан на целый день. Если Вы что-то должны сделать в выпавший Вам день, Вы можете попросить кого-либо еще сменить Вас. Тобан включает приготовление завтрака, покупки для ланча и обеда, приготовление пищи, накрывание на стол и уборка посуды. Обычно другие помогают в уборке и мытье посуды, но фактически за это отвечают дежурные. Будьте готовы к приготовлению полезной недорогой пищи из продуктов, которые можно купить неподалеку. В Ивама достаточно много хорошо снабжаемых супермаркетов и продавцов недорогих овощей и фруктов. Вы можете ожидать, что в любое вермя в Ивама проживает от 5 до 15 учи деши. Деньги на питание: проверьте, сколько Вам нужно на неделю, и платите точно. В свободное от работы время, предполагается что Вы будете тренировать свою наблюдательность, с тем чтобы находить , что бы Вы могли сделать еще сами. Спросите семпая Вашего додзе, но постарайтесь сами проявлять инициативу с тем, чтобы довести работу до конца. Если Вы заметите, что что-либо должно быть восстановлено, прибрано или починено, сделайте это!

В ДОДЗЕ , В ОБЩЕМ:

В Японии энергия очень дорогая. Привыкайте выключать свет, когда в нем нет необходимости или когда Вы выходите из комнаты. Не забывайте также закрывать за собой дверь. Следите за тем, как поступают те, кто знает как поступать в додзе и следуйте им.

КЕЙКО ГИ

Чаше стирайте Ваше кейко ги - после каждой тренировки, если Вы сильно потеете. Японцы чувствительны к запахам тела ( а многие западные люди нет - особенно к своим собственным) Принимайте душ каждый день, и пользуйтесь холодной водой как можно больше, если это холодное время года, используйте теплую воду бережно.

      РАСХОДЫ

Если запланировано дополнительное занятие с Сенсеем Вам не следует отказываться от них под предлогом отсутствия денег. Будьте готовы к дополнительным расходам во время Вашего пребывания в додзе

ЯПОНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ТРЕНИРОВКИ БУДО

Япония представляет собой общество, основанное на отношениях учитель- ученик. Роль иерархии должно понимать и уважать. Семпай ( старший), кохай ( младший). Вне зависимости от того, какой у Вас уровень, и как долго Вы обучались Будо, Вы начнете, как кохай. С семпаем следует консультироваться во всем, что касается додзе. Поступая таким образом, Вы добьетесь уважения и одобрения. Знайте, что бы Вы ни сделали, это скажется на отношении к иностранцам вообще. Скромное отношение подарит Вам будущее. Японское общество устроено по вертикали. Это означает, что в школах, учреждениях и практически в любой ситуации, где собралась для какой-либо цели, группа людей, семпай или сенсей время от времени может резко обращаться к кохай. Особенно, еогда нужно выполнять задание или в ситуации обучения Вы обнаружите, что это имеет место. Японцы не считают тот факт, что вас отчитал семпай (старший) или сенсей, обидным. Очень полезно держать это в уме во время визита. Во время тренировки Вас могут вызвать, чтобы Вы продемонстрировали свои ошибки. Может статься , что Вас отчитают по полной программе! Будьте готовы к этому. В этом нет ничего личного. Другие могут учиться на Ваших ошибках, так что такие не очень приятные ситуации используются, как средства обучения. Такой акцент на Ваших ошибках делается с тем, чтобы улучшить Вашу технику, именно для этого Вы и едете в Ивама. Когда Сенсей бранит Вас за технические ошибки, это не потому, что Вы ему не понравились. Это чисто технический вопрос.(Если же Вы так и будете делать одни и те же ошибки, то тогда это может стать больше, чем техническим вопросом!)

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ УЧИ ДЕШИ:

Как учи деши, предполагается, что Вы будете находиться в непосредственной близости от зала. Если Вы хотите отлучиться куда-нибудь, обязательно спросите разрешения у Вашего семпая. Объясните , куда Вы собираетесь и когда Вы вернетесь. Также убедитесь, что нет работы или других планов, ПРЕЖДЕ чем уходить. Считается правилом хорошего тона, участие в детских занятиях утром по воскресениям после полудня, даже не взирая на то, что они факультативные. Если Сайто Сенсей ведет детские занятия, посещение обязательно. Если у Вас есть особые планы поездок, лил Вас пригласили в гости, Вы можете пропустить занятия, но обязательно предупредить семпая додзе а также Сенсея заблаговременно о Ваших планах. В течении дня, если позволяет время, если хотите, можно вздремнуть, это можно сделать в месте предназначенном для учи деши. (Старая комната О-Сенсея, относится к таким помещениям как: чиисай шокудо.) Не спите вне помещения. В теплое время года, будьте внимательны, если решите загорать вблизи додзе: оденьте рубашку в присутствии Сенсея, Хитохиро Сенсея, Оку-сан или других японцев.

СОН В ДОДЗЕ

Когда раскладываете матрасы для сна в додзе, кладите их аккуратно в ряды. Не ложитесь ногами в сторону ками-сама. Утром, просыпаясь, тат же вставайте с постели. Не валяйтесь. Постельные принадлежности тщательно складываются и убираются сразу после подъема. Существует определенный способ складывания постельных принадлежностей также как и специальное место для этого. Спросите семпая додзе и убедитесь, что всегда складываете все в точности как показано.

ПОКИДАЯ ДОДЗЕ

Важно: Когда Ваше прибывание в додзе завершено, в кочестве подарка положите деньги в специальный конверт и положите на ками-сама. Конверт можно купить, спросите у семпая додзе какой именно. Спросите также о том, какая должна быть сумма, это зависит от того, как долго Вы оставались в додзе. Также перед отъездом, на ками-сама ставится бутылка саке, две- если Вы оставались долгое время. Снова спросите семпая о том, что следует написать на конверте.

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ И ТРАДИЦИИ ЕДЫ.

Не начинайте есть пока кто-либо (в додзе семпай: в доме хозяин или хозяйка) не скажет: "Итадакимасу" - устоявшееся выражение, используемое перед едой: "Я принимаю с благодарностью эту еду" и все кланяются и повторяют тоже самое.

Никогда не втыкайте свои палочки для еды ( хаши) первыми в рис в Вашей чашке для риса и не оставляйте их там. Это делается только в Буддийской похоронной традиции!

Никогда не передавайте еду другому человеку "палочки к палочкам". Это также похоронный ритуал. Если Вы хотите передать что-либо из своих палочек для еды, тогда положите это на тарелку или , если необходимо, в руку того, кому Вы передаете пищу.

Не берите еду с сервировочного блюда Вашими палочками для еды ( они уже побывали во рту!). Только в том случае если, то что Вы берете с блюда лежит отдельными кусочками, так чтобы Вы не касались другой пищи своими палочками. Если необходимо, когда на тарелке, с которой Вы хотите взять пищу нет сервировочных палочек, Вы можете развернуть Ваши собственные палочки для еды другой стороной и использовать края, которые не были у Вас во рту, для того, чтобы взять ими пищу. Это традиционно принятые хорошие манеры.

Не указывайте палочками для еды. Если Вы исопользуете "вари баши" ( одноразовые палочки), не полируйте их потирая их одна о другую, когда достанете из пакета, доже если Вы видите, что кто-то из Японцев делает это. Это не считается приличным.

Не двигайте блюда вокруг Вас палочками для еды.

Еште с закрытым ртом, даже если другие за столом не делают этого!

Когда едите лапшу: в супе или в любом другом виде, является нормальным издавать чавкающие звуки.

Это общепринятая норма приличия, но только касательно еды лапши!

Берите лишь столько, сколько сможете съесть. Попробуйте все что Вам предлагается, по крайней мере, на вкус.

Оставлять еду, является излишней тратой ( моттаинаи) и большим НЕТ. НЕТ в Японии.(как впрочем и во многих других странах!).

Не добавляйте соевый соус или что-либо еще в рис в Вашей чашке. Если рис заправлен соусом, то он кладется в большую чашку и сервируется ложкой. Белый рис должен оставаться белым, когда он сервируется в рисовую чашку!

Вам всегда следует доедать свою порцию риса, вплоть до последнего зернышка.

Как бы то ни было, так принято, можете ли Вы это уяснить? "моттаинаи"!

Принимая пищу с Сенсеем или другими, являющимися вашими семпаями, Вам не следует заканчивать еду до того, как это сделают остальные. Еште так, чтобы завершить прием пищи с остальными. (Авасэ!)

Заканчивая прием пищи, все кланяются и говорят: "Гочисосамадешита". Это означает : "спасибо Вам за угощение" и всегда произносится после еды!

Важно! В Японии, следует любой ценой избегать сморкания, когда люди едят.( фактически это соответствует традициям большинства других стран). Если Вы не хотите увидеть, как можно быстро очистить комнату от японцев, выйдите из комнаты , если хотите высморкаться.

ПИТЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Обычной традицией во время выпивки в Японии является наполнение стаканов других прежде, чем Вы наполните свой собственный. Обычно , когда Вы начинаете наполнять Ваш стакан, кто-то берет у Вас бутылку и предлагает Вам наполнить Ваш стакан, всегда поднимают свой стакан, чтобы получить выпивку, и следует всегда выпить немного, чтобы освободить место в Вашем стакане. Недавно в Ивама додзе Сенснй считал обязательным, чтобы люди наливали сами себе, в противовес обычной Японской традиции. Помните об этом. Причиной для этого служит то, что Сенсей не хочет, чтобы людей принуждали пить больше, чем они того хотят.

ОБЩИЕ ТРАДИЦИИ В ЯПОНИИ

Японцы часто приглашают Вас. Это не всегда то чем кажется. Часто это является идеей, что они хотели бы что-то сделать для Вас, жест указывающий на их намерения, вот, что важно. Когда Вас пригласили, подождите чтобы убедиться, что человек сделает шаг к фактической реализации своих планов, к примеру спрашивая, когда для этого лучшее время и.т.п. Не настаивайте на реализации приглашения. Всегда приносите с собой какую-нибудь мелочь, как говорилось выше, когда Вы приглашены, к кому либо домой.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Даже несмотря на то, что это основные правила в Ивама. Они должны рассматриваться, основное направление. Все меняется, так что сохраняйте бдительность и практикуйте Авасэ все время,

УДАЧИ !!!

 

ВАЖНЫЕ СЛОВА И ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ В ДОДЗЕ:

Ключ к произношению:

(--) означает длительность гласных.

Двойные согласные следует произносить с паузой между первой и второй буквой, к примеру: [ KOPPU] : KOP-PU

Гласные:

А как в англ, arm, I как в англ. eat ( в большинстве случаев в окончании слов и после согласных практически не произносится) U как в англ. you (в большинстве случаев в конце слова и после согласных она почти не произносится). E как в англ. ate но коротко, О как в англ. open .

Согласные:

R практически как Л но коротко, некоторые слова используют с вежливым префиксом О перед словом, но не всегда, отсюда О

КУХОННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Daidokoro: кухня
Shokudo: кухня додзе (фактически означает столовую или комнату для приема пищи)
( О) hashi: палочки для еды
( О) sara: тарелка
chawan: маленькая чашка
kozara: маленькая тарелка
naifu: нож
fo-ku: вилка
supu-n: ложка
ho-cho: кухонный нож
manaita: разделочная доска
koppu / gurasu: стакан (для питья)
kappu: чашка
furai pan: сковорода
nabe: (кастрюля) котелок
yakan: чайник.

ВНУТРИ

yuka: пол.
кabe: стена
тenjo: потолок
mado: окно
do-а: дверь
isu: стул
te-buru: стол

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

denki: означает электричество но обычно используется для обозначения света (свечей)
senpu-ki: вентилятор
suihanki: рисоварка
denchi re-nji: микроволновая печь
sentakuki: стиральная машина
suto-вu: плита
so-jiki: пылесос

ДРУГОЕ

nagashidai: кухонная раковина
suido: кран для воды
(О) furo: ванна, кадка

РАБОТА ВНЕ ЗАЛА

KUMA DE: грабли
CHIRITORI: совок для мусора
HO-KI: метла
ICHIRIN SHA:тачка
NIRIN SHA: большая тачка для перевозки
KUSA: сорная трава
RO-PU: веревка

ПОЛЕЗНЫЕ ГЛАГОЛЫ. ОБЩИЕ

Глаголы могут спрягаться в своей нормальной вежливой форме с использованием глагольных окончаний masu (утвердительное) или masen (отриц.) nai desu (вежлив. отрицательная) в настоящем времени. В простой форме настоящего времени они в их так называемой словарной форме.

Пример: идти:iku. Простая форма для Я иду: iku. Вежливая форма: ikimasu. Не идти: ikanai. Вежливая форма: ikimasen (или ikanai desu).

Прошедшее время mashita (утвердительная). или masen deshita (отрицательная). указывает на вопрос.

Обратите внимание, что личные местоимения, как то: Я, Вы, и т.п. часто опускаются.

Глаголы будут сперва представлены в простой форме, затем в вежливой форме.

идти: iku / ikimasu
приходить: kuru / kurimasu
приходить домой: kaeru / kaerimasu
есть: taberu / tabemasu
пить: nomu / nomimasu
говорить:hanasu / hanashimasu
сидеть: suvara / suwarimasu
стоять: tatsu / tachimasu
спать: neru / naemasu
просыпаться: okiru / okimasu
видеть: miru / mimasu
писать: kaku / kakimasu
гулять: aruku / arukimasu
бежать: hashiru / hashirimasu
покупать: kau / kaimasu
продавать: uru / urimasu
делать: suru / shimasu (также добавляется к определенным глаголам, которые не могут соединятся на прямую).

ОБЩИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

O-KII: большой
CHIISAI: маленький
NAGAI: длинный
MIJIKAI: короткий
TAKAI: высокий
OMOI: тяжелый
KARUI: легкий
I-: хороший
WARUI: плохой
YOKUNAI: нехороший
HAYAI: быстрый (или ранний)
OSOI: медленный (или поздний)
TSUYOI: сильный
YOWAI: слабый
FUTOI: толстый
HOSOI: тонкий.

Hosted by uCoz